Совместная работа с лабораториями: каким образом, зачем и сколько это стоит?
В полномочия регионального минприроды входит проведение надзорных мероприятий и для того, чтобы доказать правонарушение в области охраны окружающей среды зачастую требуется проведение исследований. Необходимы исследования проб атмосферного воздуха, водных объектов, отходов производства и потребления. Поэтому министерством ежегодно заключается контракт о лабораторном обеспечении регионального государственного экологического надзора.
«К примеру, поступает обращение что идет загрязнение водного объекта, самое распространенное в настоящий момент — это река Тула в границах Новосибирской области. Наш отдел оперативного реагирования выезжает на место и, к сожалению, установить визуально есть или нет загрязнение не всегда представляется возможным. Подтверждением в судах или при вынесении постановлений визуальный осмотр носит приблизительно-оценочный характер. В таких случаях требуется отбор проб воды в том месте где идет сброс, выше и ниже по течению чтобы могли четко определить где источник загрязнения», – рассказала Светлана Гаранина.
Надзорные мероприятия министерства природных ресурсов и экологии региона могут быть плановыми и внеплановыми. В рамках регионального экологического контроля на 2022 год запланировано 39 плановых проверок, которые были определены исходя из категории риска причинения вреда окружающей среде, а также в обязательном порядке согласованы с прокуратурой. План проверок размещается в Едином реестре контрольно-надзорных мероприятий и любое контролируемое лицо может зайти на сайт и посмотреть планируется ли по нему проверка.
Как отметила Светлана Гаранина, государственный инспектор, выходя на плановое мероприятие, находясь на территории предприятия делает оценку требуется ли отбор проб компонентов природной среды: «Если требуется мы приглашаем аккредитованную лабораторию, с которой у нас заключен контракт для отбора проб. Эта работа ведется на территории всей Новосибирской области».
Процедура проведения конкурса на заключение контракта из года в год остается прежней. Финансирование утверждается на уровне Правительства региона, закладывается в бюджет заранее и выделяется на 1 год. В настоящее время проходит закупочная процедура услуг для лабораторного обеспечения регионального государственного экологического контроля на 2022 год в сумме 998 тысяч рублей.
«Важно понимать, 39 плановых проверок не означает, что в каждой потребуется отбор проб. Деятельность государственных инспекторов министерства четко регламентирована. Мы стараемся использовать услуги лаборатории с максимальной эффективностью. В результате обязательно проводится анализ работы», – подчеркнула заместитель начальника управления контрольно-надзорной деятельностью минприроды Светлана Гаранина.
Также на брифинге Светлана Гаранина рассказала о внеплановых контрольно-надзорных мероприятиях, проводимых министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области: «Сюда входят выездные обследования по информации из обращений граждан, запросов СМИ и других источников. Если есть подтверждение угрозы причинения вреда окружающей среде или вред уже причинен, то мы оперативно выезжаем на место с привлечением сотрудника аккредитованной лаборатории».
Отметим, в 2021 году основными из выявленных нарушений стали загрязнения водных объектов, а также нарушения, связанные с отчетностью в части экологии и геологии. Большое количество признаков правонарушений были выявлены в части обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно не заключение договора с региональным оператором. По данному вопросу региональным минприроды было направлено порядка 400 предостережений о недопустимости обязательных требований в адрес организаций в прошлом году.